Изменения в Налоговый кодекс: что ждет плательщиков

Статья из журнала "Финансы, Учет, Аудит" №10 2012 год. Также статья размещена на сайте Министерства финансов Республики Беларусь http://www.minfin.gov.by/data/jurnal/2012_10_12-18.pdf

Дмитрий КИЙКО, начальник Главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина

С 2013 года запланирован ряд изменений в Налоговый кодекс Беларуси. Их цель — дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику, упрощение налоговой системы, обеспечение дополнительных прав плательщиков, социальная поддержка граждан. Корректировки предусмотрены по следующим направлениям:

1. Совершенствование механизма предоставления налоговых вычетов по НДС.

Предлагаемые изменения в статью 33 позволят исключить необходимость обло­жения в Беларуси НДС услуг по проектиро­ванию, дизайну, надзору при строительстве недвижимого имущества за рубежом в том случае, когда они будут оказываться бело­русским субпроектировщиком белорус­скому генпроектировщику, что исключит двойное налогообложение таких услуг. 

2.Упрощение процедуры предостав­ления нулевой ставки НДС экспортерам за счет возврата из бюджета сумм налога без подтверждения поступления на счета в белорусских банках выручки от реализации экспортируемых товаров.

Контроль за поступлением валютной выручки на счета экспортеров будет осу­ществляться только в рамках ограничений, установленных общим порядком проведе­ния внешнеторговых операций (90 дней в соответствии с Указом Президента от 27.03.2008 г. № 178), а сокращение в связи с этим сроков возврата из бюджета НДС обеспечит экспортеров дополнительными оборотными средствами.

3. Продление действия и установле­ния налоговых льгот в отношении от­дельных видов ценных бумаг, эмитируе­мых в процессе инвестирования, а также создание дополнительных условий по развитию финансового рынка за счет стимулирования добровольных видов страхования.

С 2013 года предлагается:

^ не признавать объектом налогообложе­ния налогом на прибыль эмиссионный доход, образующийся при первичном размещении акций и облигаций в виде разницы между их рыночной и номи­нальной стоимостью, что позволит при­влекать субъектам дополнительные инве­стиционные средства;

^ продлить до 2015 года действующее освобождение от налога на прибыль и подоходного налога доходов от облига­ций, выпускаемых с 1 апреля 2008 года юридическими лицами — резидентами Беларуси, что сохранит привлекатель­ность процесса привлечения инвестиций через рынок ценных бумаг без перерас­пределения доли собственности;

^ освобождать от подоходного налога до­ходы граждан в случаях, если за них по месту основной работы осуществляет­ся оплата страховых услуг в размере до 6 млн. Br в год (в настоящее время в со­вокупности с иными выплатами стиму­лирующего характера данный налоговый вычет может предоставляться в пределах 8 млн. Br, что является ограничительным фактором для развития страхования);

^ непосредственно для гражданина увели­чить с 2,5 до 10 млн. Br необлагаемую по­доходным налогом сумму, направленную им самостоятельно на уплату взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заклю­ченным на срок не менее трех лет, а также по договорам добровольного страхова­ния медицинских расходов.

4. Упрощение процедур налогового администрирования, сближение бухгал­терского и налогового учета, совершен­ствование порядка проведения проверок и обмена информацией между плательщика­ми и налоговыми органами.

В рамках данного направления устанав­ливается единообразный подход с учетом требований МСФО по определению мо­мента реализации товаров (работ, услуг) для целей исчисления налогов только по факту их «отгрузки», что будет полно­стью согласовываться с порядком отраже­ния в бухгалтерском учете хозяйственных операций, закрепляемых с 2013 года в но­вой редакции Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете».

Для предприятий преимуществом тако­го перехода при определении размеров на­логовых обязательств будет:

^ минимизация корректировок данных бухгалтерского учета при определении размеров уплачиваемых налогов;

^ упрощение администрирования и ве­дения учета по всем основным налогам в связи с исключением необходимости отслеживания денежных поступлений за реализованные товары по каждой совер­шаемой сделке.

С учетом особенностей предприятий малого бизнеса возможность уплаты нало­гов в зависимости от поступления денеж­ных средств (применение кассового метода «по оплате») предусматривается сохранить для микроорганизаций, применяющих упрощенную систему налогообложения и не ведущих бухгалтерский учет (аналогич­ные подходы предусмотрены в Налоговом кодексе Российской Федерации).

В настоящее время для целей налогово­го учета применяются два метода опреде­ления доходов: «по отгрузке» (или метод начисления) и «по оплате» (или кассовый метод), один из которых в начале каждого финансового года самостоятельно выбира­ется организацией при определении своей учетной политики.

Для сближения национального бухгал­терского учета со стандартами МСФО в но­вой редакции проекта Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете», который должен вступить в силу с 2013 года, преду­смотрено использование в учетной полити­ке только метода «по отгрузке» (или метода начисления).

Применение данного метода означает, что предприятие учитывает доходы в том периоде, в котором они имели место, неза­висимо от того, когда фактически поступи­ла оплата. Расходы также признаются в том отчетном периоде, к которому они относят­ся, независимо от времени их фактической оплаты, что значительно упрощает ведение учета и соответствует международным фи­нансовым стандартам.

Данный метод предусматривается в от­ношении всех налогов, уплата которых свя­зана с учетом выручки или иных доходов (НДС, акцизы, налог на прибыль, налог при упрощенной системе налогообложения, единый налог для производителей сельско­хозяйственной продукции). Возможность применения кассового метода (по оплате) предусматривается сохранить для органи­заций малого бизнеса, применяющих упро­щенную систему налогообложения и не ве­дущих бухгалтерский учет в установленном порядке (аналогичные подходы предусмо­трены в Налоговом кодексе Российской Фе­дерации).

В качестве переходных моментов вноси­мые в Налоговый кодекс изменения пред­усматривают, что в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных (выполнен­ных, оказанных) до 1 января 2013 года, сохраняется прежний порядок опреде­ления момента фактической реализа­ции.

5. Введение в Беларуси (первой сре­ди стран Таможенного союза) возврата иностранным гражданам НДС по систе­ме «Tax Free» при совершении покупок в магазинах. Это дополнительный фактор развития туризма в Республике Беларусь и стимулирование на этой основе легального вывоза товаров из страны.

Возврат НДС иностранному граждани­ну предлагается производить через спе­циального оператора системы «Tax Free» при стоимости товара, по которому про­изводится возврат НДС, превышающей 800 тыс. Br по одному кассовому чеку (око­ло 75 EUR), при условии подтверждения вывоза такого товара за пределы терри­тории Таможенного союза. При сопо­ставимых размерах покупок возврат НДС осуществляется и в европейских странах: в Австрии - 75 EUR, Бельгии - 125 EUR, Великобритании — 40 EUR (в эквиваленте), Греции — 120 EUR, Дании — 40 EUR, Лат­вии — 45 EUR, Литве — 60 EUR, Польше — 50 EUR (в эквиваленте).

Общая часть

Изменения в Общую часть Налогово­го кодекса затрагивают уточнение прав и обязанностей плательщиков и налоговых органов, порядка их взаимодействия в це­лях упрощения налогового администриро­вания и процесса исполнения налоговых обязательств. Для этого планируется реали­зовать следующие меры:

^ закрепить право плательщиков на получение копий представленных им ранее налоговых деклараций (расче­тов). При этом устанавливается их право получать информацию о реквизитах для заполнения платежных инструкций и ин­формацию о порядке уплаты налогов, сбо­ров (пошлин), что будет способствовать своевременному исполнению налоговых обязательств.

В связи с отсутствием таких прав в на­стоящее время плательщикам, в том числе физическим лицам при подаче деклараций о доходах и имуществе, необходимо офи­циально обращаться в налоговые органы для получения указанной информации, что требует дополнительных временных затрат, а в ряде случаев приводит к отказу на ее предоставление;

^ с целью дополнительного обеспече­ния законности при проведении проверок предусматривается право плательщиков не выполнять неправомерные требова­ния налоговых органов и их должност­ных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу (аналогичное право закреплено в Налоговом кодексе Российской Федера­ции). Это обеспечит дополнительную за­щиту плательщиков, в том числе в ходе су­дебных разбирательств;

^ для снижения временных затрат на на­логовое администрирование закрепляется общее право плательщиков участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Бела­русь, с использованием информацион­ных технологий, то есть электронным спо­собом. Это касается получения разъяснений и уведомлений налоговых органов, подачи соответствующих заявлений со стороны плательщика, выполнение административ­ных процедур и иное взаимодействие. В свою очередь, у Министерства по налогам и сборам появятся дополнительные стиму­лы по расширению перечня оказываемых услуг в электронном виде с выводом их на более качественный уровень;

^ конкретизируются отдельные обя­занности плательщиков по подтвержде­нию оснований на применение налоговых льгот, предоставлению промежуточных и ликвидационных балансов, а также налого­вых деклараций в процессе прекращения их деятельности;

^ с 20 до 60 млрд. Br увеличиваются пороговые значения сделок, при которых налоговые органы вправе осуществлять специальный контроль для предотвраще­ния занижения налоговой базы по налогу на прибыль путем сопоставления приме­ненных в сделке цен с рыночными ценами (так называемое трансфертное ценообра­зование). По сути это сужает сферу нало­гового контроля, позволяя вывести из-под него сделки, не имеющие серьезных по­следствий для интересов бюджета;

^ по аналогии с банковскими платежа­ми предусматривается освобождение от платы физических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей при внесении ими налогов, сборов, иных обязательных платежей в бюджет через почтовые отде­ления и иные уполномоченные организа­ции.

Издержки по перечислению данных платежей будут нести указанные органи­зации, что необходимо для исключения недовольства плательщиков (особенно граждан). При этом в связи с незначитель­ностью данных затрат это не окажет нега­тивного влияния на их финансовое поло­жение;

^уточняется необходимое для налого­вого контроля информационное взаимо­действие банков и налоговых органов по идентификации владельцев электрон­ных кошельков, а профессиональных участников рынка ценных бумаг и налого­вых органов — об открытии, закрытии, переоформлении счетов «депо», связан­ных с учетом прав на ценные бумаги;

^ с учетом норм Указа Президента от 16 октября 2009 года № 510 (о контроль­ной деятельности) уточняются сроки про­ведения проверок налоговыми органами и период их охвата.

Особенная часть

С учетом обобщения практики при­менения Особенной части Налогового кодекса вносится ряд дополнительных предложений по уточнению налогового законодательства отдельно по каждому на­логу.

Налог на добавленную стоимость:

^ предлагается предусмотреть возмож­ность производить налоговые вычеты на основании первичных учетных документов не только в виде бумажных, но и в виде элек­тронных документов;

^с учетом положений Указа Президента от 4 июля 2012 года № 294 (о порядке рас­поряжения государственным имуществом) предусматривается выведение из-под объек­та обложения НДС безвозмездной передачи государственного имущества, что направ­лено на создание дополнительных условий по вовлечению в хозяйственный оборот неликвидных активов и исключения необ­ходимости принятия отдельных решений при передаче их в собственность субъектам предпринимательства;

^ для создания дополнительных усло­вий по развитию профессионально- технического образования от НДС будет освобождаться продукция, произведенная в процессе производственного обучения;

^ от НДС предлагается освободить услу­ги, оказываемые физическим лицам по пред­ставлению информации из регистра стои­мости земельных участков, а также операции с электронными деньгами по аналогии с иными банковскими операциями;

^ предусмотрено применение нулевой ставки НДС в отношении услуг по заправке воздушных судов иностранных авиакомпа­ний топливом, а также услуг по аэронавига­ционному обслуживанию и аэропортовой деятельности, что повысит привлекатель­ность белорусских аэропортов для ино­странных авиаперевозчиков, в том числе следующих транзитом.

Предоставление нулевой ставки по НДС предусматривает возмещение из бюджета сумм налога, оплаченного при приобретении товара (оказании услуги, выполнении рабо­ты), к которому данная ставка применяется (полное «очищение» товаров и услуг от НДС). При освобождении от НДС суммы «входно­го» налога относятся на стоимость освобож­даемых товаров (работ, услуг), которые реали­зуются в последующем без начисления НДС.

Налог на прибыль:

^ предусматривается совершенствова­ние порядка применения амортизационной премии путем отмены необходимости до­платы налога на прибыль со стоимости все­го объекта, по которому она была примене­на, в случае отчуждения его части в течение трех лет с момента постановки на учет. По новому порядку корректировке будет под­лежать только налоговая база, приходящая­ся на реализуемую часть основных средств.

Одновременно вводится ограничение на применение амортизационной премии в отношении объектов, не используемых в предпринимательской деятельности. Это повысит инвестиционную привлекатель­ность данной преференции;

^ для упрощения налогового учета от­меняется необходимость обязательного распределения затрат, отдельно приходя­щихся на произведенную и реализованную продукцию. Такое распределение будет осуществляться только в соответствии с правилами бухгалтерского учета;

^ для усиления социальной защиты с 1 января 2013 года предлагается расширить перечень получателей спонсорской помо­щи, освобождаемой от налога на прибыль, за счет включения в него Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников, Бе­лорусской ассоциации помощи детям- инвалидам и молодым инвалидам, Бело­русского общественного объединения ветеранов, Белорусского общественного объединения стомированных;

^ в рамках реализации Государствен­ной программы устойчивого развития села до 2015 года предусматривается расширить сферу применения льготного налогообло­жения, установленного для сельскохозяй­ственных организаций, путем освобождения от налогообложения прибыли, полученной от производства и реализации продукции пушного звероводства (по аналогии с иной продукцией сельскохозяйственного произ­водства);

^ в целях упрощения налогового учета срок первой уплаты авансового плате­жа по налогу на прибыль переносится с 22 марта на 22 апреля, что позволит орга­низациям более точно рассчитывать пред­полагаемую сумму налога с учетом резуль­татов работы за прошлый год и тем самым минимизировать возможность применения к ним штрафных санкций.

Подоходный налог:

^ в перечень доходов, не признаваемых объектом налогообложения подоходным налогом, работодателем включается ком­пенсация стоимости средств индивидуаль­ной защиты, смывающих и обезвреживаю­щих средств, приобретенных за свой счет работником;

^ учитывая производственную необхо­димость в повышении уровня знаний работ­ников, законопроектом предлагается оплату нанимателями обучающих курсов (лектори­ев, тематических семинаров, практикумов, тренингов и иных видов обучающих курсов) не облагать подоходным налогом;

^ также предлагается не признавать объек­том налогообложения подоходным налогом доходы, полученные гражданами в виде госу­дарственной адресной социальной помощи, социальных льгот и социальной поддержки в соответствии с законодательными актами, что позволит автоматически применять на­логовое освобождение ко всем назначаемым социальным выплатам без корректировки для этого налогового законодательства;

^ в целях создания равных условий на­логообложения для обучающихся как в го­сударственных учреждениях образования, так и в учреждениях образования потреби­тельской кооперации, предлагается осво­бодить от налогообложения подоходным налогом стипендии, надбавки и доплаты к стипендиям, материальную помощь, вы­плачиваемые за счет средств организаций потребительской кооперации (в настоя­щее время подлежат налогообложению). Не будут облагаться подоходным налогом и стипендии, выплачиваемые безработным из Фонда социальной защиты населения при их направлении на профессиональ­ную подготовку, переподготовку и повы­шение квалификации.

В связи с отсутствием стипендий в не­государственных учреждениях образования (учеба осуществляется на платной основе), принятие аналогичного решения в отноше­нии обучающихся в них студентов не тре­буется;

^ в целях упрощения закупок у насе­ления сельскохозяйственной продукции предлагается освобождать от налогообло­жения доходы граждан от ее сдачи загото­вительным организациям потребительской кооперации и (или) другим организациям и индивидуальным предпринимателям без предоставления каких-либо подтверждаю­щих документов и справок.

Выплата гражданам денежных средств за сданную ими сельскохозяйственную продукцию собственного производства будет осуществляться без предоставления паспорта и справки местного органа о на­личии приусадебного участка, на котором данная продукция выращена. За счет упро­щения процедуры закупки ожидается по­вышение заинтересованности со стороны граждан в сдаче продукции официальным заготовительным организациям;

^ законопроектом предусматривается индексация в пределах инфляции разме­ров налоговых льгот, налоговых вычетов, ставок подоходного налога в фиксирован­ных суммах, установленных в абсолютных суммах.

Налог на недвижимость:

^ с 1 января 2013 года предлагается су­щественно упростить администрирование налога на недвижимость, исчисляемого по передвижным зданиям (строительные бы­товки, биотуалеты, сборно-разборные кио­ски и т. п.), признав местом нахождения этих объектов место нахождения организа­ции или филиала, у которого они находят­ся на балансе;

^ предусматривается закрепить право выбора плательщиками порядка уплаты на­лога на недвижимость: один раз в год или ежеквартально.

Земельный налог:

^ для обеспечения единообразного подхода к определению налоговой базы земельного налога в белорусских рублях по земельным участкам, имеющим ка­дастровую стоимость в долларах США, соответствующая глава дополняется по­рядком, согласно которому годовая сумма земельного налога будет определяться ис­ходя из курса доллара США, установлен­ного на 1 января текущего финансового года;

^ законопроектом также предлагается закрепить право выбора плательщиками уплаты земельного налога — один раз в год или ежеквартально.

Экологический налог:

^ в рамках принятия мер по миними­зации воздействия на окружающую сре­ду промышленных отходов предлагается увеличить на 40% (с 937 до 1 310 Br за тонну) ставку экологического налога за хранение крупнотоннажных отходов про­изводства четвертого класса опасности (твердых галитовых отходов, шламов галитовых глинистосолевых, фосфогипса и шлама химической полировки стекла).

Поэтапное увеличение ставки экологи­ческого налога будет стимулировать пред­приятие на реализацию природоохранных мероприятий (строительство или рекон­струкция объектов хранения, захоронения или обезвреживания и использования от­ходов), затраты на которые могут быть по­крыты суммами исчисленного налога без его уплаты в бюджет.

Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов:

^ в целях уточнения порядка налогоо­бложения стратегического полезного иско­паемого — соли калийной, непосредственно в Налоговом кодексе предлагается закре­пить порядок определения средневзвешен­ной цены реализации калийных удобрений на мировых рынках, которая используется для расчета налога за добычу по адвалор­ной (процентной) ставке.

Для совершенствования порядка взима­ния налога за добычу (изъятие) соли калий­ной предусматривается установление более плавного изменения процентной ставки налога за счет введения дополнительного диапазона цен на калийные удобрения от 400 до 500 USD за тонну и определения для него уровня изъятия в размере 11% (среднее значение между установленными ставками налога в предыдущем (7,5%) и последую­щем (15%) ценовых диапазонах).

Такой подход позволит законодательно закрепить единый механизм изъятия в бюд­жет сверхприбыли от добычи соли калий­ной с учетом изменений мировой конъюн­ктуры для всех добывающих предприятий.

Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц:

^ совершенствуется порядок освобож­дения от единого налога физических лиц, не являющихся индивидуальными пред­принимателями, при реализации ими про­дукции растениеводства, животноводства и пчеловодства, полученной в личных под­собных хозяйствах. В этих целях приме­няемое в настоящее время освобождение от единого налога распространяется на де­коративные растения и продукцию цвето­водства, выращенные в личных подсобных хозяйствах, независимо от количества дней, в течение которых осуществляется их реа­лизация (ранее освобождение применялось при условии торговли данной продукцией не более пяти дней в месяц);

^ в целях усиления социальной защиты инвалидов I и II групп, являющихся инди­видуальными предпринимателями и вос­питывающих несовершеннолетних детей или детей, получающих образование, пред­усматривается полностью освободить их от уплаты единого налога по осуществляемой предпринимательской деятельности.

Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции:

^ с учетом положений Государственной программы устойчивого развития села до 2015 года законопроектом предусматрива­ется распространить данный особый режим налогообложения на организации, занима­ющиеся пушным звероводством.

По остальным налогам, сборам и по­шлинам (консульский сбор, государствен­ная пошлина, патентные пошлины, налог на игорный бизнес, сбор с заготовителей) вносятся редакционные уточнения либо предусматривается приведение порядка их взимания в соответствие с принятыми в те­чение года решениями и поручениями Гла­вы государства и Правительства.

Таким образом, предлагаемые изме­нения в Налоговый кодекс направлены на дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику, упрощение налоговой си­стемы, обеспечение дополнительных прав плательщиков, социальную поддержку граждан и согласуются с работой по либе­рализации предпринимательской деятель­ности.